Чего мы ждем, когда приходим в кафе или ресторан? Вкусную кухню, обходительное обслуживание, приятную атмосферу, интересную музыку... И если с первыми позициями все ясно, то последнее может вызвать много вопроосов. Большинство заведений предлагает три варианта музыкального оформления: живое выступление кавер-группы, фоновую музыку или DJ-сет. Во всех перечисленных случаях мы имеем дело не с собственным музыкальным продуктом, а повторением уже пройденного. Неужели нет в Минске других вариантов?
Этим вопросом и задался герой нашего сегодняшнего интервью - исполнитель собственной музыки и мастер импровизации Stan, в жизни Андрей Степанец. Желание "научить" слушать музыку и понимать, под что танцуешь подвигло его на создание нового музыкального проекта, суть которого состоит в живой импровизации, когда мелодия рождается вместе с настроением, царящим вокруг.
Loft: Андрей, как пришла в голову сама идея живой импровизации?
Stan: Я в музыке уже не новичек. Играл раньше в группе "Weelure", выступал в различных заведениях в Москве и Минске, но группа распалась, а создавать новую не хотелось. Я писал музыку, как говорят "в стол", но однажды попробовал симпровизировать на гитаре в компании друзей, тут же записал, "наложил" биты и пианино и понял, что создал что-то не просто новое, но живое. После недолгих раздумий пришел к выводу, что еще ни одно заведение Минска не предлагает именно такой, живой, формат музыкального оформления. Наверное, имело смысл попробовать.
L: Опиши, как происходит сам процесс живой импровизации на сцене, перед гостями заведения.
S: В первую очередь, я стараюсь прислушаться к атмосфере в самом заведении, котоая была еще до моего прихода, к его исттории, уловить эмоции гостей. Потом музыка рождается сама. В зависимости от того, что происходит вокруг, я могу играть в различных настроениях, от лайнжа до более танцевальных ритмов. Сам я во время выступления ираю на гитере, дополняю ее дорожками с медиаклавиатуры: пианино, скрипки, синтезаторы. Накладываю сверху ударные и медиаэффекты с медиаконтроллера. Иногда использую микрофон, но не пою, а проговариваю фоновые слова для атмосферности. Тут можно сказать, что я получаю удовольствие не только от конечного результата - что родилось в результате такой импровизации, но и от самой игры. Наверное, мне важнее реакция гостей, а не готовый трек.
L: То есть ты вообще не планируешь выпуск готового продукта - диска со своей музыкой?
S: Почему же. Совсем нет. Как раз сейчас я со свое командой занимаюсь подготовкой к релизу первого альбома, куда войдут треки как записанные во время выяступлений в заведениях, так и созданные специально. Под выпуск альбома планируем организацию специального ивента с перформансом, приглашенными гостями, пиротехническим шоу... После релиза в планах есть гастрольный тур по Восточной и Западной Европе.
L: Ого! Планируешь занять место на звездном небосводе белорусских исполнителей или подашся туда, "где без нас лучше"?
S: Отнюдь (смущенно улыбается). Мыслей уехать из Беларуси у меня никогда не было. Гастрольный тур - это только способ заработать, а жить я хочу тут. К тому же на данный момент, музыка для меня все же больше хобби, чем профессия. Сейчас я учусь в Экономическом университете на факультете международных отношений. Давно как-о для себя решил, что музыка т меня никогда никуда не уйдет, а вот стандартное образование точно не помешает. Это предугадывая вопрос о том "Почему же не консерватория?" Официального музыкального образования мне уже хватило - музыкальная школа по классу гитары, дополнительное обучние у одного из лучших педагогов города. Сейчас мое развитие в этом направлении зависит только от работы над самим собой. Репетирую каждый день, совершенствуюсь постоянно.
L: Можно только позавидоватьтакой организованности и разумному подходу в планировании своей жизни. Но ведь есть место ивдохновению? Какую музыку ты слушаешь, что ты выбираешь как источник инспирации?
S: Тут я всеяден. Мне нравится все, и я не могу отдать предпочтение чему-то одному. Но если говорить о последнем впечатливге меня, то это, наверное, саундтрек к кинофильму "Великий Гэтсби". От некоторых моментов прямо мурашки по кожу бегут.
L: А что в своей музыке ты считаешь самым важным? В чем видишь, если можно так сказать, свою миссию?
S: Мне видется ключевым моментом в моем творчестве то, что я выступаю в живую. В моей музыке все иначе. Это новое направление, которое мы развиваем, насчупываем его порой вслепую. Можно сказать, что мы первопроходцы. Я поэтому не боюсь в отличие от другх исполнителей воровства идей. Ведь тут ключевым является способодность прочувствовать атмосферу и воплотить ее в музыке. Это чистая способность,а не просто дорого проданный трек.
L: А каким ты видишь своего идеального слушателя?
S: Идеальный слушатеть - это утопия. Есть единственный слушатель - тот, что сейчас стоит перед тобой. Для него и работаешь, для него творишь. Но если интересная, говоря языком маркетологов, целевая аудитория,то, наверное, это молодые люди 20-35 лет, интеллигентные, которым интересная музыка. Они умеют ее ценить и ею наслаждаться. Им важно, не олько слышать, но и слушать.